Дестабилизация Средней Азии может начаться с Туркменистана

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) планирует представить программу по укреплению южной границы к июлю. Генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов сообщил об этом в интервью ТАСС.

Слабое звено

Работа по разработке Целевой межгосударственной программы (ЦМП) ОДКБ по укреплению участков границы Таджикистана и Афганистана идет активно.

В программу включены конкретные меры, направленные на обеспечение безопасности южной части зоны ответственности ОДКБ.

Это свидетельствует о нестабильности на южных границах ОДКБ. СМИ сообщают о скоплении боевиков террористических организаций в северной части Афганистана, которых перебрасывают из Ирака и Сирии.

Хотя их передвижение и цели до сих пор остаются неизвестными. Очевидно, что ситуация в северных провинциях Афганистана не контролируется «Талибаном» (запрещенным в России).

Таким образом, Запад не отказывается от своей цели дестабилизировать Среднюю Азию и причинить проблемы России и Китаю.

Военный парад в Ашхабаде 2018/фото: «Туркменистан сегодня».

При увеличении сил НАТО в Восточной Европе среднеазиатский регион рассматривается как еще одна арена боевых действий в глобальном противостоянии России и Запада.

Однако в данном контексте не упоминается Туркмения, которая является самым слабым звеном в регионе. У Узбекистана есть сильная армия, способная сопротивляться боевикам, а Таджикистан поддерживается российской военной базой. Тем не менее, Туркмения является нейтральной страной и не входит в ОДКБ.

Но стоит ли Западу учитывать этот нейтральный статус и действовать в соответствии с ним, когда они используют исламских террористов в своих стратегических играх?

Американцы готовы «помочь»

Фото: B Shamlo / Global Look Press

Туркмения, казалось бы, находится в спокойствии и благополучии. Но на танцы и фонтаны национального телевидения нависли серые тучи.

Усиливающаяся нестабильность на туркменско-афганской границе вызывает озабоченность руководства страны. Активизация талибов на границе и атаки на туркменские народные группы, населяющие эту территорию, вызывают серьезные опасения.

Справедливо задуматься. Нейтральный статус Туркмении признан мировым сообществом, но для террористов он не имеет значения.

Республика имеет площадь 491 200 квадратных километров и население около пяти миллионов человек. Большая часть страны состоит из безлюдных пустынь. Число военнослужащих составляет 36,5 тысячи человек, а вооружены они старым советским оружием, оставшимся с времен СССР.

В последнее время Туркмения укрепляет пограничные силы. Созданы три новых пограничных отряда, один из которых находится на границе с Казахстаном. Однако с казахстанской стороны не предвидится какого-либо наступательного поведения. Туркменским военнослужащим следует уделять внимание южным границам, где им недостаточно сил.

Туркмения не является членом ОДКБ, так как ее нейтральный статус не позволяет. Однако время от времени она обращается к США за военной помощью, хотя только технической. Американцы всегда готовы помочь. Они всегда рады протянуть руку помощи слабым военно, но богатым природными ресурсами государствам, особенно в стратегически важных регионах, таких как Средняя Азия.

После изгнания из кыргызского «Манаса» и бегства из Афганистана, США сейчас стремятся укрепить свои позиции в регионе, устанавливая отношения с Ашхабадом. Пентагон серьезно рассматривает возможность создания новой военной базы на территории Туркмении.

REUTERS/Vladimir Pirogov (KYRGYZSTAN POLITICS MILITARY)

В настоящее время это еще только теория, но история показывает, что практически любое военно-техническое сотрудничество с США начинается с поставок оружия и отправки инструкторов, а затем приводит к постоянному размещению американских войск в стране-партнере.

Этот вопрос уже неоднократно обсуждался в американском Конгрессе, а министр обороны США Ллойд Остин поднимал его еще во время своего руководства Центральным командованием армии США. Он считает, что Вашингтон должен оказать помощь Ашхабаду, который столкнулся с угрозой нападения боевиков с территории Афганистана.

Однако все знают, что такая «помощь» обычно включает в себя другие интересы.

Лакомый кусок пирога

фото: Туркменгаз

Что действительно привлекает США гораздо сильнее, чем их предполагаемая борьба с терроризмом, — это богатство Туркмении в энергетическом отношении. Эта страна является одной из самых богатых в мире по запасам газа, занимая четвертое место.

Официальные данные говорят о том, что только одно месторождение Галкыныш содержит около 26 триллионов кубометров газа, что в два раза больше, чем в российском Уренгое.

По прогнозам экспертов, к 2030 году добыча газа в Туркмении должна достигнуть 230 миллиардов кубометров, из которых 180 миллиардов предназначаются для экспорта. Основными потребителями являются Китай и Иран, а в будущем газ может быть направлен через Афганистан и Пакистан в Индию.

Таким образом, национальные интересы США здесь налицо, и они хотят «защищать» их.

Однако перспективы военного сотрудничества Туркмении и США контролируются Москвой, Тегераном и Пекином. Эти страны не хотят видеть американцев рядом с собой.

Стоит отметить, что США начали интересоваться Туркменистаном давно. После событий 11 сентября 2001 года американской армии открылись двери во многие страны мира.

Не стал исключением и Туркмениcтан, как и другие страны Центральной Азии, она открыла свое воздушное пространство для пролетов американской авиации с гуманитарными миссиями в Афганистан.

В 2002 году было подписано соглашение между Ашахабадом и Вашингтоном об использовании столичного аэропорта.

Тогда американцы хотели использовать «Мары-2» — крупнейший аэродром бывшего Туркестанского военного округа СССР. Однако нейтральный статус Туркмении не позволял размещать на ее территории иностранные военные объекты. В результате не удалось достичь соглашения, несмотря на предлагаемые американцами выгодные условия.

Вероятно, другие геополитические игроки — Иран, Россия и Китай — не были довольны таким развитием событий. Переговоры зашли в тупик, несмотря на предлагаемые американцами деньги за аренду аэродрома.

Все эти годы США не теряют надежды и ставят на «сотрудничество в борьбе с терроризмом». Они активно проводят тренинги для туркменских силовых структур.

В рамках программы EXBS, Государственная таможенная служба, пограничные войска, служба судебных экспертиз и Национальный центр по исследованию преступлений при МВД Туркмении получили значительное количество техники и оборудования бесплатно.

Кроме того, было потрачено около двух миллионов долларов на строительство контрольно-пропускного пункта в Имамназаре, на туркмено-афганской границе.

Видно, что Туркмения сталкивается с серьезными проблемами на южных рубежах. Однако следует учитывать другую сторону этой ситуации. Можно предположить, что повышение активности боевиков на ту сторону границы имеет целью запугать туркменское руководство и заставить его укрепить военное сотрудничество с США.

Стремление Вашингтона пропихнуть проект военно-стратегического сотрудничества между США и Туркменией говорит о том, что США не собираются отказываться от своего военного присутствия в Средней Азии любой ценой. В связи с этим вероятность превращения региона в зону геополитического противостояния между Россией и Западом через Туркмению очень высока.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ